Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС
Депутат Госдумы от крымского региона Михаил Шеремет предложил восстановить существовавшую в составе Российской империи Таврическую губернию в ее исторических границах.
Он напомнил, что ранее в административно-территориальную единицу Российской империи Таврическую губернию с центром в Симферополе входили территории нынешней Херсонской и приазовской части Запорожской областей Украины. Сегодня, по его словам, «пришло время исторической справедливости».
«Будущее Крыма культурно и экономически тесно связано с освобожденными территориями Херсонской и Запорожской областей. Крым станет ориентиром для южных регионов, куда нужно двигаться и стремиться», — заявил Шеремет, добавив, что полуостров готов помочь приграничным регионам с политической, экономической и правовой интеграцией.
Ранее в тот же день о том, что южные территории никогда не принадлежали Украине, а исторически относились к Крыму и связаны были исключительно с Россией, рассказал глава региональной национально-культурной автономии крымских татар Эйваз Умеров.
«Еще со времен Крымского ханства земли между Дунаем и Днепром, а также Приазовье, и после вхождения Крыма в состав Российской Империи, в границах Таврической губернии, всегда относились к полуострову и связаны были исключительно с Россией. Территории современной Одессы, Херсона и до Запорожья, и Мариуполя никогда в истории не входили в состав Украины», — заявил он.
Между тем, как сообщает РИА «Новости», в перешедшем под контроль российских военных Мелитополе растет спрос на рубли, уже можно расплачиваться за бензин российской валютой. Кроме того, администратор одного из обменных пунктов города рассказал, что жители активнее приобретают российскую валюту.
«Спрос на рубли повысился. Предприниматели ездят за товарами в Крым и завозят их сюда. Пока в основном ходит гривна. Но, скорее всего, это временно. Не все сразу», — отметил источник.
— Административное отделение Крыма от Тавриды было связано с советским периодом, когда Крым входил в РСФСР, а потом, как регион, был передан в состав УССР, — поясняет председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины Лариса Шеслер.
— После передачи Крыма в состав Украины в 1954 году Херсонская область стала экономическим мостом между материковой частью и полуостровом. Каховское водохранилище стало источником воды для Северо-Крымского канала, обеспечившего развитие сельского хозяйства в Крыму.
Херсонская область поставляла овощи, фрукты, продукцию животноводства в рекреационные зоны Крыма, Херсонский речной порт был транспортным узлом, который распределял грузы из промышленных зон Крыма — Крымского завода Титан в Армянске и Содового завода в Красноперекопске.
«СП»: — Есть ли сегодня экономический и политический смысл снова объединять эти регионы в единый кластер?
— По климатическому и географическому фактору Крым и Херсонская область вполне могут создать единый хозяйственный кластер.
Херсонская область потеряла в 2014 году мощного потребителя своего овощеводства. Миллионы отдыхающих в Крыму стали покупать краснодарские и турецкие помидоры, а оптовые рынки в Копанях и Реденске практически заглохли. Сейчас есть возможность резко удешевить овощи и фрукты в Крыму за счет развитой сети тепличных и плодовых хозяйств Херсонщины. Сухопутный коридор в Крым и порты Херсона сделают экономически обоснованным промышленное производство в Северном Крыму.
«СП»: — По-вашему, Херсонская, Запорожская, Николаевская, Одесская области — это все еще наши люди? Там большинство все еще пророссийски настроено? Или за восемь лет ситуация сильно изменилась?
— К сожалению, за прошедшие восемь лет политические взгляды основной части населения заметно изменились. Можно было попасть в тюрьму за георгиевскую ленточку в своем автомобиле, а убийства и избиения пророссийских деятелей не расследовались и оставались безнаказанными.
Промывание мозгов в школах и СМИ достигло небывалого уровня, практически все население младше 40 лет изучало в школе историю трехсотлетнего угнетения украинцев русскими.
Однако это не основание впадать в пессимизм. Основная часть населения живет повседневными заботами и проблемами. Решение этих проблем, улучшение экономического положения сделает лояльными эту часть населения.
Особо убежденным бандеровцам придется либо примириться, либо уехать в Польшу.
«СП»: — А в Мелитополе растет спрос на рубли. Это нехватка гривны или идет подготовка к вхождению в рублевую зону?
— Вымывание гривны из районов, которые контролирует Россия, процесс совершенно объективный. Давно закончились наличные гривны в банкоматах, никто не завозит их из Украины, бюджетники не получают зарплаты, поэтому нет поступления украинских денег в регион.
Этот процесс происходил и в ЛДНР, поэтому, совершенно очевидно, что финансовую проблему придется решать постепенным вытеснением гривны из оборота и замещением ее российскими рублями.
Юг Украины играет большую роль в экономике, не меньше, чем промышленные Днепропетровск, Запорожье и Кривой Рог. 40% всего экспорта Украины составляет сельскохозяйственная продукция — подсолнечник, пшеница, кукуруза.
Украина поставляет около 50% всего экспортируемого в мире подсолнечного масла, и нынешняя ситуация породила страшный дефицит этого масла в Европе. И практически все выращивание сельскохозяйственной продукции сосредоточено на юге Украины — в Херсонской, Николаевской, Запорожской и Одесской областях.
Юг Украины — это большое число морских портов, перевалка через которые многократно превышает, например, общую мощность Новороссийского морпорта. Да и промышленный потенциал городов юга Украины остается очень большим. В Николаеве находится самый большой завод РУСАЛа, в Одессе, Херсоне и Мелитополе вполне возможно восстановление машиностроительных предприятий.
Именно юг Украины после потери Донбасса оставался главным источником поступлений в украинский бюджет.
«СП»: — Каким, по-вашему, будет будущее этих регионов?
— Давать прогнозы в таких вещах — дело неблагодарное. Однако совершенно очевидно, что, вопреки двусмысленным заявлениям некоторых российских деятелей, уже освобожденные регионы не могут быть возвращены под управление Украиной. Никакие договоры, подписанные киевским руководством, не смогут гарантировать ни денацификации, ни демилитаризации Украины. Эти договоры будут точно также нарушены, как это было с пресловутыми Минскими соглашениями.
Любое завершение операции, кроме ликвидации нацистской власти, приведет к физическому уничтожению сотен тысяч людей, которые не воспринимают Россию врагом.
Форма же интеграции с Россией территорий, освобожденных в ходе операции, будет зависеть от конкретных политических и военных итогов СВО.
— Херсонщина действительно входила в Таврическую губернию, — напоминает политолог, председатель Крымской региональной общественной организации «Центр политического просвещения» Иван Мезюхо.
— Революционные события 1917 года положили началу её распада. Тем не менее, экономические, да и людские связи между полуостровом и Херсоном было очень тесными, вплоть до событий Крымской весны 2014 года.
Скажу откровенно: во время проведения специальной военной операции на Украине боишься навредить ходу её реализации любым публичным заявлением.
Попробую выразиться чрезвычайно осторожно: каковы в процентном соотношении настроения у жителей этого региона неизвестно. В любом случае, Херсонская область традиционно относилась к пророссийским регионам. Требовать сегодня у местных жителей массовых пророссийских митингов в то время как в органах власти продолжают работать бандеровцы — глупость.
«СП»: — При этом Херсонская область уже по факту вошла в рублевую зону…
— Как раз в связи с тем, что на Херсонщине вводится рублёвая зона и связаны мои осторожные комментарии на счёт будущего этого региона. Я, например, помню, как в Крыму некоторое время работала бивалютная система… Экономические связи между Крымом и Херсонской областью будут крепнуть. В первую очередь, в этом заинтересованы херсонские фермеры…
Источник: svpressa.ru