Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
По информации Forbes, 15 апреля возле порта Каристос на острове Эвбея греческими властями был задержан и арестован российский нефтяной танкер «Трансморфота». По официальным сведениям греческой стороны, судно было задержано «в рамках наложенных санкций». На борту танкера находятся 19 российских моряков. По словам генерального директора ООО «Трансморфлот» Сергея Власенко, продуктов на борту корабля хватит только на месяц.
Затем появилось сообщение, что из-за санкций ЕС близ Эвбеи задержали еще один нефтяной российский танкер — VF Tanker 2. Судно 17 апреля покинуло порт Пирей и направилось в порт Кавказ, однако по неизвестной причине оказалось в бухте Каристоса.
В чем причина внезапной эскапады ранее нам дружественной Греции?
В родовых исторических пятнах местного политикума.
Нет, пожалуй, в международных отношениях ничего более запутанного, чем российско-греческие отношения. Эти отношения сами дипломаты из четвертого европейского департамента МИД РФ дипломатично называют «греческими качелями». А сам их характер не вполне дипломатично, но со скрытым сарказмом описывают фразой «от сертаки до клоаки».
Эти «качели» формировались веками. В восемнадцатом веке Греция входила в состав Османской империи. Свободолюбивые греки очень болезненно переживали период турецкого владычества. До нашего времени даже дошла поговорка «Ущелье будет мне могилой, снег будет мне одеялом, но не покорюсь я туркам!».
В то время Греция имела для России исключительное геостратегическое значение. Она была пророссийским православным оплотом России на Балканах (наряду с Болгарией, Сербией и Черногорией). Поэтому Россия всячески помогала грекам в их борьбе против турок — экономически, дипломатически и военным поставками.
Русские добровольцы вместе с греками дрались с османами на многочисленных полях сражений. Но, в отличие от той же Сербии, Греция всегда испытывала давление Великобритании и Франции, которые всегда «отжимали» Россию с Балкан. Поэтому после освобождения от турок российско-греческие отношения стали развиваться по синусоиде — от любви до скандала. Причем «точка бифуркации» могла быть пройдена в любой момент.
После окончания Первой мировой войны отношения между двумя странами были фактически заморожены. Во время Гражданской войны греки в составе Антанты даже послали свой флот в Одессу. Но нестойкие греческие экипажи были быстро разложены и деморализованы одесскими большевиками и ретировались обратно.
Накануне Второй мировой войны отношения вроде как улучшились. Но обоюдное «сертаки» было недолгим. Во второй половине 1940-х годов Греция погрузилась в пучину гражданской войны. В ней в итоге победу одержали крайне правые «черные полковники», а сама страна стала ключевым форпостом НАТО на юго-востоке Европы. Что вполне логично вызвало в МИД СССР необычайно бурный поток крайне отрицательных эмоций. «Сертаки» стремительно оборвались на самом интересном «па».
В семидесятых годах режим «черных полковников» пал. Отношения с Россией снова стали бурно развиваться. После того, как в нашу страну пришла «гражданка Перестройка», железный занавес пал, и миллионы россиян сполна познали волшебную прелесть и небесное очарование многочисленных греческих курортов.
Но при этом продолжались сложные игрища Греции с Евросоюзом. Греция никогда не была ключевым геополитическим игроком Европы. Но всегда хотела им быть. Амбиции греческой политической элиты никогда не были пропорциональны ее статусу на континенте. «Мы подарили человечеству светоч человеческой цивилизации, а получили в ответ жалкий огарок восковой свечи», — эту расхожую фразу знает, лелеет и несет в своем сердце любой мало-мальски образованный грек.
Столетиями Греция тщетно пыталась стать полноценным членом Евросоюза, в котором не имела практически никаких прав. Все, что им удалось на этом поприще — умудриться взять огромный кредит у Германии. Простую и сермяжную мысль о том, что когда-то им придется его отдавать, они так и не смогли приютить в своем сознании. Но семь лет назад грянул гром. Немцы внезапно потребовали вернуть долг — хотя бы частично.
Греки возмутились. Разразился чудовищный скандал и внутриполитический кризис. Коварные немцы предложили погасить часть долга греческими островами. Это еще больше подстегнуло и накалило внутригреческие страсти. Греческий истэблишмент чуть было не утонул в собственной желчи. Местные СМИ источали в адрес Меркель потоки столь едкой ненависти, что они выжигали душу каждого, кто рисковал в них плыть. Немцам припомнили все их «проклятое нацистское прошлое», и обвинили во всех смертных грехах.
Немцы сначала впали в ступор. А потом ожесточились. Греки кинулись за финансовой помощью к России. Россия дать деньги согласилась, но что-то потребовала взамен. Это «что-то» греков опять же не устроило. В конце концов, выплату долга отложили, но осадочек, как говорится, остался. Греки обиделись и на Россию тоже.
Как бы то ни было, отложенный немецкий долг вышел грекам боком. Им не разрешили устроить дефолт, запретили самостоятельный выпуск валюты и зажали в клещи интересы греческих производителей. Кроме того, вступление Греции в Евросоюз привело к уничтожении ряда кораблестроительных предприятий — взамен полученных кредитов.
В итоге Греция на сегодняшний день стала одним из самых проблемных кредиторов Евросоюза. В 2007 году Греция в обмен на «молчание о кредите» инициировала вхождение Болгарии и Румынии к Евросоюзу. А четыре года назад грекам, судя по всему, опять ненавязчиво намекнули на непогашенный должок, и они для смягчения закипающего скандала срочно выслали двух российских дипломатов.
Причем толком так и не смогли объяснить причину высылки. «Греция продемонстрировала в своей многомерной политике, что она хочет хороших отношений со всеми государствами, но что все государства должны уважать международное право», — витиевато объяснил официальный представитель правительства Греции Димитрис Тзанакопулос. — Невозможно согласиться с поведением, которое не проявляет уважения к греческому государству. А такое поведение было. И поэтому будут приняты необходимые меры".
Что это было за «поведение», Димитрис уточнить так не смог.
А спустя год после соглашения, достигнутого между Афинами и Македонией, Греция перестала блокировать процесс вступления своего северного соседа — Македонии (теперь уже Северной Македонии — ред.) — в ЕС и НАТО.
Получается, что вслед за Болгарией и Румынией Македония также стала частью Запада, что абсолютно не входило в планы Москвы.
Особый цинизм ситуации заключался в том, что в том же году Россия и Греция торжественно отметили 190-летие установления дипотношений и 25-летие Договора о дружбе и сотрудничестве между двумя странами. Всего на сегодняшний день между Грецией и Россией действуют более 50 договоров. Кроме того, Греция по градусу положительного отношения к России — исторический лидер среди европейских стран. Это подтверждают все социальные опросы. Но у греческой элиты, живущей в режиме «маятника», другие взгляды на жизнь.
В итоге сегодня в Евросоюзе Греция имеет имидж самой проблемной страны. У немецких журналистов после череды международных скандалов, связанных с невыплатой долга, появился целый ряд расхожих терминов — «проблемный, как грек», «греческая благодарность», «без штанов, но с амбициями» и много других.
Политика греческого политикума всегда напоминала политику многовекторности белорусского «бацьки» — этакое бесконечное вращение ужа на раскаленной сковородке. Да, духовно мы с вами, но карманом — на Западе. Да, мы высылаем ваших послов, но это по указке Запада. Сами мы этого не хотели. Да, мы арестовали ваши танкеры, но мы всегда рады вашим туристам. Ну а деньги от вас принимать мы вообще «завсегда готовы». Потому ничего экстраординарного в этом аресте российских танкеров греками нет. Обычная многовековая многовекторность. Греческий вариант.
Но вполне может получиться так, что англосаксонский мир со своей бульдожьей политической хваткой и умением «прикручивать» к своим интересам целые страны крепко сомкнет пасть на горле потомков Диогена и Аристофана.
Источник: svpressa.ru