Палеонтологи описали самых древних птерозавров Южного полушария

Схематические изображения черепа Raeticodactylus filisurensis (близкого родственника новых видов), на которых показаны положения сохранившихся фрагментов черепа Pachagnathus benitoi (сверху) и Yelaphomte praderioi (снизу). Изображения не в масштабе | Источник: Martínez et al. / Papers in Palaeontology, 2022

Палеонтологи описали два новых вида птерозавров, которых назвали Yelaphomte praderioi и Pachagnathus benitoi. Окаменелости нашли в триасовых отложениях Аргентины, возраст которых находится в диапазоне от 227 до 201,3 миллиона лет, что делает новые виды самыми древними птерозаврами Южного полушария. Исследование опубликовано в журнале Papers in Palaeontology.

О происхождении птерозавров известно не так много. Одни палеонтологи предполагают, что летающие ящеры появились в триасовом периоде, другие считают, что они могли появиться уже в конце перми. Самые древние однозначные окаменелости птерозавров происходят из преимущественно морских отложений верхнего триаса (не старше 237 миллионов лет), причем все находки сделаны в Северном полушарии: в Европе, Северной Америке и Гренландии.

В 2010 году палеонтологи опубликовали описание факсиналиптера (Faxinalipterus minima) из бразильской формации Катуррита (Caturrita Formation), возраст отложений которой оценивается в 225 миллионов лет. Авторы отнесли его к птерозаврам, однако остальные ученые с этим не согласились. Таким образом, до сих пор в триасовых отложениях Южного полушария однозначные ископаемые остатки птерозавров найдены не были.

О находке двух птерозавров в триасовых отложениях Аргентины сообщили аргентинские и британские палеонтологи во главе с Рикардо Мартинесом (Ricardo N. Martínez) из Национального университета Сан-Хуана. Окаменелости птерозавров были найдены в отложениях верхнетриасовой формации Кебрада-дель-Барро (Quebrada del Barro Formation), возраст которых датируется в пределах нория и рэта (227−201,3 миллиона лет назад).